На сегодня актуальным среди населения остается вопрос порядка приватизации земельного участка, на котором расположен жилой дом. О том, как это сделать, разъяснило Министерство юстиции Украины в Фейсбуке.
«Земельный кодекс Украины предусматривает следующие размеры приусадебного земельного участка для будущей бесплатной передачи:
в селах — не более 0,25 гектара;
в поселках — не более 0,15 гектара;
в городах — не более 0,10 гектара.
Следовательно, гражданин, изъявивший желание приватизировать земельный участок, которым он пользуется и на котором расположен жилой дом, находящийся в его собственности, должен пройти несколько этапов.
Первый этап — изготовление технической документации для установки (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) на земельный участок с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных зданий и сооружений.
С перечнем сертифицированных инженеров-землеустроителей можно ознакомиться в Государственном реестре сертифицированных инженеров-землеустроителей: https://data.gov.ua/…/f5e3730e-0196-452a-8d43-746825e4dfbb.
Процесс изготовления технической документации предусматривает выезд инженера-геодезиста со специальным оборудованием для проведения кадастровой съемки и установления (восстановления) границы земельного участка в натуре (на местности).
По результатам вышеуказанных работ заказчику выдается: техническая документация на земельный участок; диск с технической документацией в электронной форме и документом, содержащим сведения о результатах работ по землеустройству, подлежащих внесению в Государственный земельный кадастр.
Второй этап — регистрация земельного участка в Государственном земельном кадастре. Для этого необходимо обратиться к государственному кадастровому регистратору с такими документами:
заявлением о внесении сведений в Государственный земельный кадастр по форме, установленной Порядком ведения Государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2015 № 1051;
технической документацией в бумажной и электронной форме;
электронным документом, содержащим сведения о результатах работ по землеустройству, подлежащих внесению в Государственный земельный кадастр в соответствии с требованиями Закона Украины «О Государственном земельном кадастре»;
документом, подтверждающим полномочия представителя действовать от имени заявителя (в случае подачи заявления уполномоченным заявителем лицом).
Процесс государственной регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре не может превышать 14 дней с момента подачи документов и является бесплатной услугой для гражданина. После указанной государственной регистрации заказчик получает выписку из Государственного земельного кадастра, который содержит, в частности, кадастровый номер земельного участка.
Третий этап — получение решения органа местного самоуправления о передаче земельного участка в частную собственность.
Для подачи соответствующего ходатайства надо добавить:
разработанную техническую документацию по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности);
выписку из Государственного земельного кадастра.
Четвертый этап — регистрация права собственности на земельный участок в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. За оказанную услугу взимается плата 0,1 прожиточного минимума для трудоспособных лиц (по состоянию на 2021 — 230 грн).
Для этого необходимо обратиться в центр предоставления административных услуг по местонахождению земельного участка или к нотариусу со следующими документами: заявлением установленной формы;
копиями документа, удостоверяющего личность и регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (при подаче необходимо предъявить оригиналы таких документов);
решением соответствующего органа о передаче земельного участка в собственность;
выпиской из Государственного земельного кадастра о земельном участке;
документом, который подтверждает внесение платы за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество;
документом, подтверждающим полномочия представителя действовать от имени заявителя (в случае подачи заявления уполномоченным заявителем лицом).
После внесения сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество государственный регистратор выдает заявителю выписку о проведенной государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположен частный жилой дом.